Или формула загадочной русской души
«Географ глобус пропил». Этого фильма, снятого Александром Велединским по одноименному роману Алексея Иванова, я ждал с нетерпением. Я считаю этот роман одним из лучших. Лучших романов автора и лучших книг, написанных о пресловутом кризисе среднего возраста. Фильм удивительным образом пересекся с другой недавней работой Авдотьи Смирновой «Кококо», дав ответ на один давно мучивший вопрос: «А какова же формула загадочной субстанции русской души?»
Сразу хочу воздать должное прекрасной актерской работе Константина Хабенского. Именно таким я и представлял Служкина, читая книгу. Образ главного героя получился у Алексея Иванова удивительно объемным и многогранным. Он и не герой вовсе, а так… Пьющий неудачник, интеллигент, который никак не может устроиться в жизни в непростые постперестроечные годы. Научный сотрудник с дипломом биолога устраивается в школу преподавать географию. И жена Надя (Елена Лядова) под стать – домашняя бензопила модели «супер стерва».
Все в жизни героя через … «тернии к звездам», как мы себе иногда представляли свою жизнь в советский период во время просмотра западных фильмов. Здесь и война с кондовым советским завучем Розой Борисовной (Агриппина Стеклова), и пьющий, но при этом преуспевающий друг Будкин (Александр Робак). Роман нелюбящей, но традиционно ревнующей жены с другом Будкиным и любовь к десятикласснице Маше (Анфиса Черных).
Прежде всего, хочу заметить, что Служкин не нуждается в оправдании, оно просто невозможно. И уж конечно не получится сделать из него святого. Да, сцена в бане одна из самых сильных в фильме. Географ, до крови бьющий себя по спине старыми березовыми вениками, завораживает. Мужик, рядом с которым обнаженная доступная девушка – любимая и желанная, удержался от последнего шага, не став конченной сволочью. Но так ли велика эта победа? Если нет и этого барьера, то может ли индивидуум вообще называться человеком? В то же время Служкин легко отдается любвеобильной Ветке (Анна Уколова) и засыпает в ванной сексапильной учительницы немецкого Киры (Евгения Хиривская). Нет, я понимаю, он так трепетно и оригинально любит Надю, которая его пилит. От этого он и пьет…
Старая песня. И, пожалуйста, не надо фраз из серии «автор думал, писатель хотел…» Я знаю, о чем думают авторы, когда пишут романы. Об этом предельно откровенно сказала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Иными словами, что выросло, то выросло. А вырос клинический пьяница, находящийся между первой и второй стадиями алкоголизма. Мне трудно сказать, что в его семье первично – стервозность жены или алкоголизм мужа, но оправдывать кого-то из них нет ни малейшего желания, равно как и подражать кому-то из персонажей фильма. Для такого случая Борис Гребенщиков придумал замечательную фразу: «Корабль уродов». Этот корабль плывет по житейскому морю, и порт приписки его «Совок».
Я долго не мог ухватить за хвост мысль: с каким фильмом ассоциируется у меня «Географ…», пока вспышка озарения не накрыла с головой. Ну конечно! Алкоголь является одним из главных персонажей в фильме «Кококо», который также настоятельно рекомендую к просмотру.
Загадочная русская душа, шутки Задорнова про силу без вектора, непонятные чудачества, безделье, бесшабашность. Формула этой субстанции «цэдваашпятьоаш». После стакана водки уже не до созидательного труда и пристойных шуток. Эта самая субстанция рушит жизнь Служкина, лишая нормальной потенции и заставляя «западать» на юных школьниц.
Я достаточно рассказал про фильм, более не буду испытывать вашего терпения. «Географа…» надо посмотреть непременно и, конечно, прочитать книгу. Эти произведения достойны того, чтобы прикоснуться к истине – как не надо жить.