«Три Мушкетера». Да, я однозначно рекомендую посмотреть этот фильм. Это особое удовольствие, и не только потому, что фильм откровенно удался. Нет, не ждите чего-то глубокого «на десять пересмотров», хотя… Наверное, я с удовольствием пересмотрю этот фильм снова.
Новая полнометражная картина Сергея Жигунова вышла в российский прокат 14 ноября этого года. Фильм был снят за полгода. В одном интервью Жигунов признался: «Давно я тянул руки к этому произведению. Меня останавливало обещание, которое, действительно, дал когда-то Мише Боярскому, он сказал – «Серёга, не надо. Дай мне до конца доиграть это всё. Я хочу с жезлом маршала Франции в руке умереть в костюме д’Артаньяна на экране». Я понял, что для него это очень серьёзно. А я его очень люблю (Мишу). И я притормозил».
Но теперь время пришло, и Боярский, хоть так и не снял шляпу, дал добро! Спасибо Михаилу Сергеевичу за это мужественное решение. На свет родилась хорошая картина. Фильм Жигунова еще ближе к роману Дюма, чем известная любому советскому человеку работа Юнгвальд-Хилькевича, вышедшая на экраны в 1979 году. И сравнение с этой картиной, еще в детстве пересмотренной многократно, является увлекательнейшим аттракционом, в который превратился для меня просмотр картины тихим декабрьским вечером.
Что же дальше? Пересказывать содержание бессмысленно. Прежде чем перейти к описанию своих эмоций, позвольте еще пару общих слов о работе Жигунова. Картина снята в классическом стиле эпохи «до 3D» – нет обилия спецэффектов, отсутствует популярный сегодня нарочито резкий, «рваный» стиль нарезки кадров. Фильм трудно причислить однозначно к жанру комедии или драмы: допускаю, что именно такой и была жизнь молодого д’Артаньяна, отправившегося покорять Париж.
Итак, отдав свой долг, и сказав достаточно заслуженных хвалебных слов в адрес картины, надеюсь, я теперь не сойду за тупого назойливого критика, который вечно всем недоволен?
Мушкетеры
Образы четверки друзей удались! Автору фильма можно простить все за новый образ д’Артаньяна. Наконец-то я увидел действительно красивого, молодого, дерзкого парня. Сразу верится, в такого легко влюбится очаровательная Констанция. Д’Артаньян в исполнении 24-летнего Риналя Ахметова выгодно отличается от образа испытанного жизнью 30-летнего Михаила Сергеевича.
Атос, Портос и Арамис. Это было прекрасно! Я вспоминал знакомые жесты, фразы, интонации и сравнивал, сравнивал, сравнивал. Нет, конечно, Арамис в реинкарнации Игоря Старыгина удивительно хорош и органичен, но новый вариант, рожденный Павлом Баршаком, тоже весьма неплох. Допускаю, что это уже мои предстарческие брюзжания из серии «вода раньше была мокрее».
Атос (Юрий Чурсин) – хорошая работа. Пару раз я чувствовал какое-то несоответствие с титулом графа, но в целом остался доволен. Портос Алексея Макарова иногда больше походил на толстого пьяницу, чем на весело пьющего богатыря, но в целом, повторю, четверка главных героев весьма органична. Браво!
Констанция
Анна Старшенбаум доказала, что не оскудела Русь иринами алферовыми. Я имею в виду красоту. Актерские данные Анны куда как выгоднее ее предшественницы. И, конечно, возраст. В новом фильме д’Артаньян и Констанция абсолютно гармоничная пара.
Лановой в роли Ришелье регулярно напоминал мне Ивана Варавву из «Офицеров». Простите, ничего не мог с собой поделать! И еще мне показалось, что либо у кардинала был плохой парикмахер, либо у Ланового никудышный гример. Никак не вяжется клочковатая растительность на голове с образом первого духовного лица Франции. Но в целом образ получился интересным и, скорее, более близким к реалиям того времени, чем иногда неуместно лиричный герой Александра Трофимова.
Король и Королева
Анна Австрийская в исполнении Алисы Фрейндлих показалась мне куда более реалистичной. При всем искреннем уважении к Марии Мироновой, которую считаю прекрасной актрисой. Что не так? Может быть тип лица, который (исключительно на мой взгляд) плохо вяжется с монаршей особой? Людовик – клоун, каким и должен быть. Только, опять же, у Табакова он гораздо более органичен. В фильме Жигунова монарх слишком молод и «жидок статью». Более того, в некоторых кадрах слышится речь рабочего завода «Серп и Молот», воспитывающего надоевшую сожительницу: «Па-а-двески г-где!» (с классическим московским «аканьем» в наглой модификации).
Рошфор (Владимир Зайцев) и Бекингэм (Константин Лавроненко) вполне натуральны. Особенно лорд выгодно отличается от своего не в меру романтичного собрата в старом фильме.
И… Образ Миледи я приберег для финала! Этого образа я ждал с огромным нетерпением! Ну не верю я Миледи в исполнении Маргариты Тереховой. И дело не в актерских данных. Просто я не увидел на экране коварную соблазнительницу, способную свести с ума любого мужчину. С Миледи в фильме Жигунова получилось еще хуже. Образ, созданный Екатериной Вилковой, не имеет ничего общего с женой графа де Ла Фер. Возможно, роль госпожи Кокнар – подруги Портоса ей бы была намного ближе.
Однако, сюжетные линии, связанные с Миледи, у Жигунова получились намного реалистичнее. И печальная сцена с Констанцией, и соблазнение Фельтона, и финальная сцена казни. В старом фильме притянутая за уши успешная попытка соблазнения д’Артаньяна, совсем недавно потерявшего любимую, выглядит просто чудовищно. В новом Миледи ведет себя достойно, как сильный человек, проигравший главную партию своей жизни.
Мне остается лишь пожелать вам приятного просмотра и с нетерпением ждать комментариев – здесь или на наших страницах в социальных сетях. Безумно интересно услышать, какой отклик нашли новые образы в ваших сердцах!
Максим Окулов