Великая христианская святыня недалеко от Пафоса
«Поехали к Неофиту» – так нередко говорят жители Пафоса, решившие погожим воскресным днем съездить в горы, в древний монастырь, словно собрались в гости к доброму знакомому. Отчасти это так и есть: у Бога все живы, и души святых, с радостью принимают всех, кто приходит к ним с миром и молитвой. В выходные дни в монастыре святого Неофита всегда людно: киприоты приезжают большими семьями, много молодежи, и нет-нет, да мелькнет повязанный на голову женский платок – отличительный признак паломников из России.
Добраться до монастыря очень просто. Выехав на дорогу, ведущую от Пафоса в Полис, буквально через несколько километров от города будет указатель “Agios Neofytos 4 km”. Сворачиваете налево и проезжаете мимо фешенебельной деревни Tala, где живет много русских семей. Отсюда открывается замечательный вид на море с высоты птичьего полета, и остается по-доброму завидовать обладателям местных вилл, прилепившихся к террасам на крутых горных склонах.
Дорога поднимается выше, и вскоре упирается в большую парковку, сокрытую под кронами хвойных деревьев. Здесь царит идеальный порядок: аккуратно размечены места стоянки авто, а цветные таблички помогают сориентироваться на месте. Мы поднимаемся вверх – наша цель пещера в отвесном горном склоне, которую святой облюбовал для незаметного и вместе с тем великого монашеского подвига.
«Неофит» – в переводе с греческого буквально «молодая поросль» – новообращенный, недавно уверовавший. Св. Неофит родился в 1134 году в большой бедной крестьянской семье, жившей на Кипре в местечке Лефкара. Когда сыну исполнилось восемнадцать, родители решили женить его, но у юноши было желание посвятить себя Богу и стать монахом. Неофит тайно уходит из дома… Много препятствий пришлось преодолеть молодому подвижнику. Как беглеца юношу взяли под стражу в порту кипрской столицы Пафоса (библейского города Паф).
Неофит мечтал попасть в одну из монашеских общин в Малой Азии, однако ему суждено было совершить свой подвиг на Родине. По ходатайству верующих людей юношу освободили, и Неофит, лишившись всех денег, нашел убежище недалеко от города – в горах. Это была небольшая пещера, к которой мы направляемся.
Проходим через ворота мимо обычно пустующей стойки ресепшн, идем мимо основных, более поздних, построек монастыря. Впереди показались пещеры – здесь и подвизался много лет молодой подвижник. У пожилого киприота, сидящего в маленькой будке, покупаем билеты. Их надо сохранить, по этим же билетам мы позже войдем в монастырский музей.
Начинаем осмотр с первой пещеры, в которой был организован храм. Церковь была украшена фресками в 1183 году. Однако первоначальные изображения до нас не дошли. Фрески, украшающие храм сегодня, были сделаны после 1214 года. Некоторые датируются 1503 годом. К ним принадлежат сцены Страстей Христовых, начинающиеся с юго-западного угла в верхней части стены и продолжающиеся по всей западной и южной стороне: «Тайная Вечеря», «Омовение Ног», «Гефсиманское Моление», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста».
Далее через алтарь храма проходим в келью святого: это кровать и стол, все выдолблено из камня. Древние стасидии.
Выход на улицу. Невольно приходится поклониться, дверной проем высотой не более полутора метров. И потрясающая панорама!
Более 10 лет святой жил в своей каменной келье в полном одиночестве, возвышаясь над миром силой молитвы и ценой невероятного аскетического подвига. Рост монастыря начинается с 1170 года, когда святой Неофит был рукоположен в сан священника и по просьбе правящего архиерея взял на воспитание одного ученика, которых вскоре стало много больше.
Святой Неофит умер в 1219 году.
Мы покидаем келью и идем обратно – к основному монастырскому комплексу, здесь расположен храм, монашеские кельи и музей.
Главная церковь монастыря была построена уже в начале XVI века. Храм посвящен Пресвятой Богородице, это и определило основную тему росписи. Вскоре после строительства вся церковь была украшена фресками, однако до наших дней сохранилась лишь их незначительная часть. Виной тому стало землетрясение 1577 года, а также период турецкого владычества.
Вскоре после завоевания Кипра турками в 1585 году монастырь был продан, а монахи изгнаны. Возродилась обитель при игумене Афанасии, ставшем настоятелем монастыря в 1746 году. Тогда же произошло очень важное событие: обретение мощей святого Неофита. Мощи были перенесены в главный храм обители, где и пребывают до настоящего времени. Каждый желающий имеет возможность приложиться к ним с верой и молитвой.
Мы выходим из храма в уютный монастырский дворик. Можно присесть на скамейку и насладиться тишиной и каким-то неземным умиротворением.
Лестница у восточного крыла монастыря ведет вниз, мы входим в музей.
Все экспонаты снабжены табличками – кто изображен на иконе, примерная дата написания. Есть здесь древние иконы, относящиеся к 12 веку.
В экспозиции представлено несколько Евангелий, а также фрагменты рукописей, датируемых 12-13 веками. Древнейшая рукопись в экспозиции Музея – это часть папируса размером 15х13 см, датированная 6-м веком.
Отдельного внимания заслуживает книга, куда записывались имена жертвователей. Здесь много русских имен: паломники из России были желанными гостями и оставляли в дар монастырю немалые деньги.
Далее знакомимся с церковной утварью и предметами облачения священнослужителей.
В последнем зале музея представлены гончарные изделия, относящиеся к IX – V векам до н.э. Дух захватывает от прикосновения к такой древности. Лишний раз вспоминаешь, что находишься в «центре земли», месте, где испокон веков пересекались важнейшие торговые и транспортные пути старого света…
Мы покидаем гостеприимный монастырь, купив спелых мандаринов у местного торговца. Мы обязательно вернемся сюда еще, чтобы развеять печаль, посетившую сердце, либо, напротив, поблагодарить Бога за очередной подарок.