Отгремели праздничные салюты, прошли финальные карнавальные шествия, доедены шашлыки и допито вино: наступает благодатное время Великого поста. Все карнавальное буйство имеет смысл лишь как преддверие этого тихого волшебного времени, когда появляется возможность побыть наедине с собой – со своими мыслями и чувствами, заглянуть в свою душу и попытаться навести там генеральную уборку, очистившись от дурных наклонностей и скверных мыслей.
Великий пост, начавшийся сегодня, – это время покаяния и молитвы, 7 недель, которые предстоит провести, подобно воину на посту (неслучайна и схожесть названий в русском языке), контролируя мысли, желания и поступки. Главная цель поста, конечно, не в том, чтобы не дать организму ни капельки мясного белка, а в том, чтобы научиться управлять своим телом. Желания тела должны подчиняться нашей воле – это одно из отличий человека от животного, и пост становится временем тренировки. Подобно тому, как в спортзале мы таскаем тяжелые гири, чтобы натренировать мышцы, так и во время поста мы отказываем себе в привычном рационе питания, чтобы приучить тело подчиняться воле и разуму.
Однако, пост – не диета. Пост – это не только ограничения в пище. Молитва становится ярче и глубже в период Великого поста. Церковные Таинства – Исповедь и вершина церковной службы – Причастие Святых Христовых Таин – становятся главными составными частями периода поста.
Но вернемся к «Зеленому понедельнику». Для некоторых православных в России традиция устраивать праздник первым днем поста кажется если не дикой, то странной. В то же время, обратившись к Типикону, – древней книге, регулирующей строй монашеской жизни, можно заметить интересный факт. Утреннее пробуждение монашеской братии в первый день поста на час позже: «ради вечернего утешения братии», – гласят строки древней книги. Под утешением в монашеской традиции понимается трапеза и вино. Трудно встать утром рано, если вчера от души заговелся.
Так и на Кипре первый день поста – выходной день, когда хозяйки устраивают генеральную уборку – в этом тоже образ грядущего очищения. Затем вся семья с близкими друзьями отправляется на постный пикник.
Кстати, в христианской традиции пост не имеет ничего общего с унынием, это время радости и надежды. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6:16-18).
Постный стол киприотов в этот день включает зелень, овощи и фрукты, кушанья из бобовых и множество хлебобулочных изделий. Особенно киприоты любят великопостный хлеб, замешанный на оливковом масле. Также популярны пироги «колокопита» (с начинкой из изюма, красной тыквы и молотой пшеницы), «спанокопита» (с начинкой из шпината), «тахинопита» (пирожки со сладкой тахинной начинкой).
И еще одна замечательная традиция на Кипре связана с этим днем. Сотни воздушных змеев взмывают в небо над городами и деревнями острова. Парящий воздушный змей, рвущийся в небо, сдерживаемый лишь нитью в нашей руке, как наша душа, стремящаяся ввысь, ограниченная бренным телом с его земными желаниями и потребностями. И в первый день поста уместно вспомнить о душе и ее истинных стремлениях и сокровенных желаниях, и поднять глаза вверх, на яркие змеи в небе, и подумать о Небе, и вспомнить о Вечности…