Культ Афродиты: духовная битва продолжается

6

Битва за души людей, полем боя которой является сердце человека, идет до сих пор. День за днем туристические автобусы и арендованные авто приезжают к известным на весь мир камням в Petra Tou Romiou и расположенную по соседству деревню Кукля (Kouklia). Всего несколько километров разделяют легендарное место, куда Афродита причалила на половинке раковины, и центр древнего города Палеопафос: миф и история волшебным образом соприкасаются. Здесь располагалось самое известное в средиземноморье капище, посвященное Афродите. Рядом возвышается древний православный храм Панагии Католики, посвященный Матери Божией. Это и есть внешнее свидетельство противоборства Добра и зла, Света и тьмы, борьбы, которая невидимо касается сердца каждого туриста, ступающего на эту древнюю землю.

Petra Tou Romiou

«Камень римлянина» – так переводится на русский греческое название. Одно из красивейших мест на земле (точка B на карте). Кисть Великого Художника тонкими мазками изображает волшебные рассветы, живописные закаты и три камня на фоне небесного цвета моря.

Камни АфродитыСогласно древней легенде могучий воин-великан Дигенис Акрит, охраняя остров от вражеских набегов с моря, швырнул огромный камень и потопил корабль неприятеля. Огромная каменная глыба так и осталась лежать у берега моря. Другая легенда утверждает, что именно здесь и ступила нога Афродиты – «пеннорожденной» богини, с которой у многих связано столь много романтических ассоциаций. Однако романтика заканчивается, как только начинаешь читать древнегреческие мифы, повествующие историю рождения богини.

Здесь и злобные циклопы, заточенные отцом под землю, и мать, натравливающая сына против отца, сын, отсекающий отцу гениталии, гениталии бороздящие морские просторы и поднимающие пену… Хватит?

Кукля дорожный знакВместо любящего Бога Отца, ради людей благословившего Сына на лютую смерть на Кресте, люди выбирали жестоких богов, воевавших друг с другом, утопавших в интригах и грязных склоках. В чем же причина? Коснемся этого позднее, а пока поднимемся чуть выше от морского берега – туда, где когда то располагался древний город Палеопафос, а сегодня находится деревня Кукля (точка С на карте).

Кукля (Kouklia)

В центре деревни, куда легко добраться по указателям, вход в музей под открытым небом. Цена билета: €3.40 (часы работы: пн-вс с 8.30 до 17.00). В древности греки очень хорошо разбирались в искусстве и вообще ценили прекрасное. Место выбрано идеально: с ровной и плоской вершины холма открывается замечательный вид на море и окрестности. И сегодня это вид захватывает дух, его не портят ни современные виллы, ни огромные ветряки горной электростанции.

Кукля панорамаЦентром древнего города было капище (храм) богини Афродиты. Капище представляло собой площадку, огороженную с четырех сторон высокой каменной стеной, сложенной из тесаного камня. Слева от центральной дорожки перед вами остатки этого грандиозного для той поры сооружения.

Панорама раскопокПервые упоминания о капище относятся к 12 веку до РХ. Несколько всемирно известных мифов связано с этим местом.

Пигмалион и Галатея

Анн-Луи Жироде-Триозон. Пигмалион и Галатея

Так несчастный Пигмалион, бывший кипрским правителем, безнадежно влюбился в Афродиту. Он сотворил статую, которую и оживила тронутая чувством Пигмалиона богиня. Так появилась на свет Галатея. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери: Пафо и Метарма. По некоторым источникам, они стали жрицами культа Афродиты. В честь Пафо Пигмалион назвал город, носящий это имя до сих пор.

С утверждением религиозного культа в Палеопафосе появляется войско под предводительством Кинира – представителя одной из знатных сирийских династий. Кинир женится на Метарме – верховной жрице Афродиты, дочери Пигмалиона и, используя статус своей жены, становится правителем Палеопапфоса. Именно Кинир возводит храм Афродиты, став одновременно царем и верховным жрецом культа Афродиты. Палеопафос же становится столицей Кипра и одним из религиозных центров всего Средиземноморья.

До жреца АфродитыСправа от дорожкии фундамент дома жреца, относящегося к более позднему историческому периоду (1 в.)

Да, для Кинира культ Афродиты стал удобным средством концентрации власти в своих руках. Откуда же берут начало языческие культы? Что дает людям поклонение языческим божествам?

Если обратить внимание на самые известные объекты поклонения, то можно заметить интересную закономерность: все они имеют в основе определенные человеческие страсти.

Бахус

Гвидо Рени. Пьющий Бахус

Так культы Диониса и Бахуса были неразрывно связаны с пьянством: человек вроде бы не упивался вином, но поклонялся Бахусу или восхвалял Диониса.

Культ Афродиты был связан с не менее популярной страстью не только нашего времени, и ритуальные совокупления в стенах капища были неотъемлемой частью культа. Хочу заметить, что христианская традиция, напротив, стремится сделать человека свободным, избавив от греха. Христианин призван трудиться над собой, избавляясь от страстей. Пост, молитва, покаяние – все направлено на исправление жизни. И здесь мы видим явное противопоставление двух религиозных традиций: христианства и языческих культов. Это не случайно, далее мы поговорим о причинах.

Средневековый замокМы идем дальше – в сторону линии горизонта. Перед нами вход в средневековое поместье эпохи Лузиньянов. Это комплекс зданий с большим центральным двором. Одним из основных предметов экспозиции, расположенной в замке, является «истукан» –  серо-зеленый камень вулканического происхождения высотой 122 сантиметра. Это и была Афродита – символ божества, которому поклонялись люди.

Камень АфродитыСтоя перед этим невзрачным предметом, невольно задумываешься над одним вопросом. Только ли потакание своим страстям заставляло людей приносить дары «истукану»?

Афродита «любила» благовония, сладости, мед, фрукты и отвергала кровавые жертвоприношения. Однако их любили другие боги. Археологи тщательно исследовали раскопки в местах, где находились капища Ваала и Молоха. Страшным божествам, ради которых устраивались грязные оргии, приносили в жертву людей, включая собственных детей. Об этом свидетельствуют останки детей с табличками, на которых родители писали прошения. Жизнь своего ребенка – такую страшную цену платили за что-то серьезное – богатство или положение в обществе, например.

И снова не удержусь от противопоставления язычества и христианства. Бог Отец ради людей принес в жертву Своего Сына. Языческие боги требуют от людей приношения в жертву собственных детей, спаивают, развращают, разрушают семьи.

Жертвоприношение Молоху

Жертвоприношение Молоху

Стоя здесь, на чудесном холме, несложно проводить параллели между сегодняшним днем и событиями тысячелетней давности. Да, капище Афродиты разрушено: его не раз сотрясали мощные землетрясения, будто Небеса уже не могли терпеть эту мерзость на земле, но люди восстанавливали «святыню» снова и снова, пока в 4-м веке император Феодосий Великий не запретил культ Афродиты. Что, собственно, изменилось?

Язычество на первый взгляд очень толерантное, терпимое религиозное мировоззрение. Язычник уважает всех существующих богов, и с радостью поклонится богам той страны или города, где окажется в гостях. Язычники понимают, что спокойная жизнь возможна, когда сумасбродные, мстительные боги благодушны, а значит их нельзя обижать. А раз так, то каждый гость, оказавшийся у язычника дома, должен поклониться его родным богам. За отказ нередко карали смертью. И эту смерть принимали христиане, не желавшие поклоняться никому, кроме истинного Бога. Эта языческая «нетерпимая терпимость» в полной мере проявляется сегодня по отношению к различным общественным явлениям. Думаю, примеры приводить излишне. Турист, поклонившийся сначала православной святыне, а потом попросившей у Афродиты красоты и молодости, ничем не отличается от язычника, жившего много веков назад. Да и жрицы Афродиты сегодня в изобилии доступны в определенных местах по всему миру.

Так что же, согрешают все те, кто ездит в Petra Tou Romiou, или переступает порог музея в Палеопафосе? Нет, конечно это не так. Причина греха кроется в нашем сердце, в наших мыслях, желаниях и стремлениях.

Камень в ПалеопафосеЯ люблю приезжать к «камням Афродиты» – это удивительно красивое место, и мы любим иногда прогуляться там с детьми. Но я никогда не связываю его посещение с возможностью получить «что-то». Кто-то хочет получить у Афродиты молодость и красоту. А откуда будут «дровишки»? Мы хотим чуда? Но чудеса совершаются в точке соприкосновения духовного и материального миров. Иными словами, чудеса творят нематериальные силы. И в духовном мире, как и в нашем материальном, существуют добро и зло. Лучше написать так – Добро и зло. Бог и Его помощники – ангелы – на одном полюсе. Бывшие ангелы – творения Бога – диавол или сатана и бесы – на другом. Два полюса, два противоположных типа духовных сущностей являются основой двух противоположных религиозных культов – христианства и язычества. И небольшая деревня Кукля наглядно демонстрирует их близость в нашей повседневной жизни: храм Панагии Католики и развалины древнего капища Афродиты до сих пор привлекают внимание людей, решающих кому отдать свое сердце.

Метки

Об авторе

Maxim Okulov

Сайт

Магистр физики, бакалавр теологии, писатель, журналист, редактор. Я учился не для того, чтобы получить специальность, и работал не в том направлении, в котором учился: я делаю то, что люблю, занимаюсь тем, что нравится. Подобно китайской кухне – в сочетании острого и сладкого, чили и шоколада, невзгод и счастья, слез и смеха рождается чудо под названием Жизнь. Любовь к выпивке и радость трезвого рассудка, гастрономические пристрастия и счастье здорового образа жизни – это противоречия, наполняющие жизнь яркими красками, цветами, играющими ярче на фоне незыблемых ценностей. Для меня это вера, семья и дети. В остальном мне нравится меняться, открывать новые миры: дайвинг, яхтинг, горные лыжи, коньки, джоггинг и… И, конечно, друзья – замечательные интересные, многогранные, глубокие, увлеченные своим делом люди –главные открытия последних лет жизни. Жизни на Кипре – моем любимом маленьком космосе, о любви к которому я рассказываю с упоением на страницах «Кипр Информ».

6 Responses

  1. Валентина

    Очень интересная статья, которая провела по всем священным местам Афродиты, давшая возможность узнать много нового, и переосмыслить отношение к многим земным и не земным духовным принадлежностям.

    Reply
    • Сергей

      Да, сейчас афродита и другие персонажи греческой мифологии используются как туристические бренды, и редко кто всерьез задумывается над смыслом и историей их культа. Вообще, языческое прошлое Греции и Кипра воспринимается скорее, как нечто легкомысленное, сказочное, безобидное. Что на самом деле совсем не так. Киприотам бы бы полезнее чаще напоминать о Кипре, как об острове святых. Гораздо больше было бы желающих приложиться к чудотворным иконам и мощам святых, чем “омолаживаться” в купальнях афродиты.

      Reply
  2. Марина

    С веками стирается сакральный смысл поклонения языческим богам и мы с удовольствием путешествуем по историческим местам. Жутковато стало от рассказов про Афродиту и других богах, но красота природы, возможность прикоснуться к прошлому – всё это сглаживает остроту легенд и мифов.

    Reply
  3. Кристина

    Очарование не только для глаз, здесь и душа дышит по-иному. Несомненно, древние владели особенными знаниями. Мы их сполна не перехватили, да и мир давно стал другим. Только вот именно гибкое переплетение – мистики, загадочности и восторга манит и притягывает людей с многочисленных сторон света к этим восхитительным красотам.

    Reply
  4. сергей с

    Мне не нравится слово капище,оно больше подходит чукчам или ненцам.Тем кто мазал тюленьим жиром, рты своим богам. И язычество слово с негативным оттенком ,лучше говрить античность. А античность это – детство человечества, а кто из нас не проказничал в детстве? Так что не стоит ругать и осуждать Афродиту, бог есть пока в него верит хотя бы один человек,а любовь случается с каждым в свое время, так что Афродита жива.

    Reply
    • Maxim Okulov

      Ну знаете, если вспомнить, что творилось у статуй Афродиты, какие “ритуальные действия”, то тюлений жир покажется детской шалостью. Конечно, бог жив, и очень важно, кто этот бог. С точки зрения христианского богословия языческие боги – суть бесы. И лично у меня в этом нет никаких сомнений. Сам характер жертвоприношений свидетельствует о нечеловеческой злобе этих богов. ВОзьмите хотя бы культ Ваалу, в ходе которого родители бросали в огненную пасть идолища своих собственных детей.

      Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.